Хардек
Копипастер 80lvl
05.01.2014 в 22:24 пишет Долли Обломская:
How Children Succeed

Выжимки из книжки "How Children Succeed" (Paul Tough) - "Как детям преуспеть". Книжка про американское школьное образование и чего в нем не хватает. Совсем не в первую очередь базовых знаний, как некоторые могут подумать. Автор в первую очередь смотрит на проблемные школы, гетто и тп., но выясняет, что и богатые тоже плачут. Общий посыл немножко из серии "ежу понятно", но тем не менее: сильный характер важнее интеллекта и социального положения. Усидчивость, любопытство, сознательность, упорство, разумный оптимизм - это наше все.
Но меня там больше заинтересовали более общие выкладки:

1. ACE. Всегда забываю, как это расшифровывается, т.к. все забивает мультивитаминный сок. Adverse Childhood Experiences. Это всеобщий противник номер 1 - Негативные Переживания Детства. Путем многолетних исследований всех пациентов, в одной очень большой американской медицинской компании (Kaiser Permanente), установили следующее: количество ваших болячек и плохих привычек во взрослой жизни имеет четкую прямую зависимость от количества вот этих самых НПД. Т.е. прямо по пальцам можно считать:
- родители развелись - 1
- смерть в семье - 2
- родственник в тюрьме - 3
- вас били - 4
- алкоголик в семье - 5
- ненормальный в семье - 6
и т.п. У кого серьезных неприятностей наберется больше семи - не удивляться потом частым походам к врачу. Генетика, экология - ок, тоже факторы, но зависимость от НПД они установили прямо таки волшебную. Причем да, наблюдалась связь: высокое число НПД - сам стал наркоманом-алкоголиком - отсюда болячки. Но было и достаточно случаев, когда человек вел безупречный образ жизни - и все равно потом четко болел больше людей с низким НПД.

2. Почему это происходит? Вконец разбалтываются системы, ответственные за реакцию на стресс. Они у нас и так-то фиговые - вот эти все атавистические сердцебиения с адреналином, может, кому-то и помогающие при внезапном стрессе, но контрпродуктивные при стрессе постоянном (типичном при НПД). Так что вся гормональная цепочка HPA, которая включается при стрессе (гипоталамус-гипофиз-надпочечники), начинает давать серьезные сбои (слишком сильный выброс кортизола и еще куча всего). Что потом приводит ко всевозможным мерзким последствиям.

3. Насчитали у себя кучу НПД? Не торопимся в больничку, не все так плохо! Возможно, ваша стрессовая цепочка пострадала не так сильно, как вы думаете, или вообще не пострадала. Потому что весь этот кортизол и пр. могла привести в порядок ваша мама. Если вам с ней повезло. Ну, или папа. Но правильная мама - это 100% гарантия исправленного HPA. Здесь автор описывает знаменитые эксперименты на крысах и вводит еще одно важное сокращение - LG. Прямо, как мой телефон. Но означает это Licking and Grooming: вылизывание и расчесывание. Крысята, которых после стрессовых ситуации т.о. успокаивали хорошие крысиные мамы, не только показывали хороший гормональный уровень, но и вырастали потом в умных, упорных, бесстрашных, любопытных, преуспевающих крыс. Крысиный эксперимент был не единственным (см. "теорию привязанности" - attachment), поэтому:
МАМЫ! Всегда утешайте своих деток! Никогда их не отталкивайте, не "закаляйте" игнором, а спешите к ним на помощь, обнимайте их и тискайте - если им это необходимо.

4. Но это, когда они маленькие. А с подрастающим поколением важно не переборщить с подстиланием соломки. Для подростка очень важно ошибаться, падать, а потом снова вставать. И тут ему нужны не охи-ахи-утешения, а прежде всего трезвый анализ его ошибок. Автор это иллюстрирует очерком про шахматный класс в одной социально фиговой школе. Там учительница - сама шахматистка - после каждого проигрыша на соревнованиях подробно разбирает с ребенком всю его игру, заставляет его думать и искать новые варианты. Результат - школа все равно фиговая по общему уровню знаний, а вот по шахматам занимает первые места + некоторые дети уже гроссмейстеры. Кто-то из них при этом не знает столицу Европы. Но учительница решила, что и этим займется по той же системе.

5. Чтобы ребенок (и не только ребенок) захотел делать хоть что-то еще (кроме игры в шахматы или там в нинтендо), ему нужны: 1. мотивация 2. сила воли. Что такое 1. без 2. знают все, кто пробовал похудеть. Тут важно, что сила воли - это не врожденное. Она появляется, если есть упорство, выдержка и прочие перечисленные выше черты характера - а их можно и нужно прокачивать. Весь вопрос - как. :gigi: У них в некоторых школах уже работают программы, где основной упор делается именно на прокачку характера. Насколько я поняла, дело даже не в специальных упраженениях (недавно давала пример на самомотивацию), а первым делом в озвучивании. Т.е. хвалить не только за ум, а за "ты смог", бомбить ребенка слоганами не "мойте руки перед едой", а "бороться, искать, найти и перепрятать не сдаваться" и пр. Но есть много путей, и они очень индивидуальные. На эту тему он, как мне показалось, маловато рассказал, увлекшись промоушеном новых школьных программ (т.е. как всегда: "дайте денег, и все будет тип-топ").

6. (забыла) Еще выяснили, что хорошо подпитывает мотивацию идея о том, что интеллект (и характер) - это дело наживное. Его МОЖНО приобрести. Факт в том, что никто точно не знает, можно или нет. НО: те (дети и не только), которых уверяют, что можно, таки выдают лучшие результаты, т.е. лезут из кожи, исправляются и прокачивают нужные скиллы.

URL записи

@темы: интересное, медицина/психология/малонаучный бред, статьи